Эволюция "кинозвука"

Со времен "волшебного фонаря", экспериментов братьев Люмьер и эпохи "великого немого" отношение людей к кинематографу не меняется. Мы любим кино. Культовое и демократичное, ужасающее и лиричное, интересное и просто смешное кино – разное для разного зрителя. Здесь вечно кипят страсти, постоянно что-нибудь происходит. Ни в какой другой области культуры и искусства так часто не рождаются и не гаснут "звезды". Миллионы могут не знать первых людей государства, но прочно удерживают в памяти имена любимых актеров. Жаль, телевидение отучило нас регулярно посещать кинотеатр. Вспомните, какой ажиотаж создавался на премьерных и фестивальных показах, как взлетала цена "лишнего билетика"…
Наверное, психологи когда-нибудь разберутся и в феномене коллективного просмотра, когда зритель охотно сопереживает героям, легко включается в события, происходящие на экране, и, отбросив "взрослый" педантизм, готов по-детски верить сказке, как только в зале гаснет свет, а в наступившей тишине раздаются фанфары… Говорите, волшебная сила искусства? Да, конечно. Но есть и объективные причины, которые прочно связаны с обсуждаемым понятием. Захватывающее действие и эффект присутствия – вещи совершенно утилитарные. Они создаются в том числе с помощью технических средств. Широкий экран создает иллюзию пространства. Окружающий звук, заполняя кинозал, переносит зрителя в любую обстановку. Тишина ночи легко рушится грохотом вселенского масштаба, спокойный разговор взрывается отчаянной перестрелкой, а вслед за пронзительным гудком локомотива раздается нежный звон бокалов. Сменяются сцены, планы, но зритель всегда должен ясно слышать актерскую речь, наслаждаться талантливой музыкой…
Если искусствоведам и критикам, активно обсуждающим художественные тонкости кинотворений, всегда найдется работа (что придумал сценарист, какие идеи проводит режиссер, хорошо ли сработал оператор, как показалась актерская игра), то мы намерены коснуться довольно узкой темы, о которой говорят только в специализированной прессе. Какова роль звукового сопровождения в современном кино? Как саундтрек помогает создать эффект присутствия при просмотре картины, и что требуется для получения впечатлений, адекватных реальности?
Прежде чем погрузиться в специфику кинозвука, хотелось отделить художественный аспект кинокартины от технического и еще раз подчеркнуть важность работы звукорежиссера. Этим людям приходится кропотливо наполнять картину звуковой информацией: речь, музыка и тысячи мелких деталей, на которые зритель и внимания не обращает. Звякнула чайная ложка, скрипнула половица, на улице пошел дождь… Попытайтесь самостоятельно озвучить любительский фильм – и вы сразу поймете, что каждый звук требуется сочинить, сконструировать, синхронизировать.

Моно

Черно-белое "прыгающее" изображение и тапер на сцене маленького зала ушли в историю в двадцатые годы. "Великий немой" заговорил благодаря внедрению оптического метода записи звука на кинопленку. За десятилетие звуковое кино распространилось по всему миру. Относительно недорогое оборудование, отработанный способ тиражирования и стремление быстро получить прибыль от кинопроката решили дело в пользу оптической звуковой дорожки.
Узкая прозрачная полоска переменной ширины на 35-миллиметровой пленке видна рядом с перфорацией. Свет, проходя сквозь изменяющийся по площади прозрачный участок, попадает на чувствительный элемент и превращается в переменное напряжение. Электрический сигнал усиливается и поступает на громкоговоритель. Качеству полного звукового тракта тогда уделялось не так много внимания – главное, что звук был! Для преодоления проблем совместимости в конце тридцатых годов были стандартизованы требования к звуковому оборудованию кинотеатров. Сегодня эти характеристики частотного и динамического диапазонов специалисты называют “академическими” (Academy).

Стерео

В пятидесятые годы с появлением телевидения американские “киношники” предприняли попытку привлечь зрителя в кино суперзрелищностью. Для этого планировалось чуть ли не все новые фильмы снимать на широкую пленку (70 мм). Новое дорогостоящее оборудование – для съемки, новое – для проката. Роскошное широкоформатное изображение требовало и соответствующей звуковой поддержки. В этот период заново строятся кинозалы с огромными экранами, и конечно, изменилось акустическое оборудование. Звук стал другим, потому что его начали записывать не оптическим методом, а на магнитную ленту, которая полосками расположилась на широкой кинопленке с обеих сторон от перфорации. Запись в реальном времени на многодорожечном магнитофоне и системы воспроизведения Fantasound с магнитными головками типа “penthouse” дали возможность создавать 4- и даже 6-дорожечные фонограммы. Новый подход позволил разделить информационные каналы, снизить шумы, расширить частотный и динамические диапазоны. Однако тысячи кинотеатров по всему миру остались верны 35-мм пленке, продолжая прокат кинолент с “академическим” монозвуком на оптической дорожке. В семидесятые годы 70-мм пленка из-за дороговизны стала использоваться крайне редко даже в Америке и только в тех случаях, когда от картины ожидался максимальный кассовый успех. Таким образом, накануне восьмидесятых сложилась парадоксальная ситуация: у многих дома уже имелись высококлассные Hi-Fi-стереосистемы, а в кинотеатрах звук продолжал оставаться одноканальным…

Dolby Stereo

Ситуация положительно изменилась после внедрения в восьмидесятые годы относительно недорогого стереооборудования фирмы Dolby Laboratories. Идея была в том, чтобы, ориентируясь на массовость стандартных систем звуковоспроизведения в кинотеатрах, в будущем сделать возможным развитие качественных показателей аудиосистемы. В качестве одного из главных условий выдвигалось требование "совместимости вниз". На обычной 35-мм пленке удалось разместить не одну, а две оптические дорожки. Итак, новое оборудование давало двухканальный стереозвук. Но к фундаментальности стерео инженеры из Dolby предложили оригинальное решение: дополнить левый и правый каналы информацией в центре. Третий канал был “спрятан” (закодирован при записи) в двух дорожках. Этот звук называется Dolby Stereo, а для его воспроизведения “по полной программе” требуется декодирующее устройство, три усилителя и три громкоговорителя, которые размещаются с обеих сторон и посредине экрана. На широкоэкранных кинолентах привязка звука к изображению значительно улучшилась. Теперь зритель без труда отслеживал перемещения объектов в экранной плоскости (машина – вправо и звук – вправо); актерские диалоги в центре экрана стали разборчивее. Фактически с Dolby Stereo началась эпоха новой звукорежиссуры в кино.

Dolby Surround

Dolby Surround

Следующий шаг – система окружающего звучания Dolby Surround. Матричный кодер позволил нарастить информативность все той же пары стереосигналов на оптической дорожке. К левому, правому и центральному каналам прибавился дополнительный четвертый канал эффектов, громкоговорители которого размещаются вдоль боковых и тыловой стен кинозала.
Увлечение звукорежиссеров различными аудиоэффектами и широкие возможности технологии звукозаписи с помощью оборудования Dolby требовало от громкоговорителей высокого качества, широкополосности по спектру и динамическим возможностям. Ряд проблем удалось снять, выделив самую низкочастотную область спектра сигналов для воспроизведения отдельным басовиком – сабвуфером. Аналоговая (оптическая) двухдорожечная запись в итоге превратилась в четыре канала с возможным выделением басовой части. При этом такую запись можно было воспроизводить и на старом оборудовании, и в стереорежиме, и в трехканальном Dolby Stereo, и в четырехканальном Dolby Surround. Таким образом, фильмы с саундтреками Surround Sound можно было “крутить” в самых разных кинотеатрах. Ясно, что аналоговая техника и матричное кодирование информации имеет свои ограничения. Это касается главным образом ограничений по частотному диапазону в тыловом канале (до 7000 Гц) и относительно невысокого разделения каналов (на уровне минус 20–40 дБ). Заметим, что при нежелательном проникновении информации из канала в канал общая звуковая картина размывается, перемещение объектов локализуется слабее, и в итоге нарушается связь звукового действия с видеорядом. Ценность окружающего звука Dolby Surround заключена не только и не столько в банальных раскатах грома за спиной зрителя. Наличие четырех каналов дало возможность с высоким приближением к реальности имитировать перемещение объектов в пространстве кинозала. Звук с поразительной легкостью покидает экран, когда по воле авторов, например, истребитель мчится прямо на зрителей... Сегодня аналоговый формат Dolby Surround, получивший широчайшее распространение, является настоящей классикой кинозвука.

THX

Голливудские кинорежиссеры быстро освоили формат Dolby Surround, но уже спустя короткое время стали искать возможность повысить эффективность звукового сопровождения. Например, Джордж Лукас, снявший "Звездные войны", ужаснулся, когда понял, что тысячи кинотеатров совершенно не готовы к адекватному воспроизведению звуковой дорожки к его фильму. Поэтому он дал задание техническому директору компании (и талантливому инженеру!) Томлинсону Хольману разработать дополнительные требования к акустическому оборудованию кинотеатров. Цель этой работы – глобально изменить кинопрокат в отношении качества воспроизведения звука. Основные характеристики акустического оборудования (в том числе в зависимости от количества мест и объема кинозала) в окончательной редакции были оформлены как лицензионные требования "THX". Предполагалось по всему миру развернуть компанию по THX-сертификации аппаратуры и залов как своеобразное дополнение к стандартам многоканального звука Dolby. Логотип "THX" присваивался только тем кинотеатрам, где эти требования выполнялись путем внедрения самой высококачественной аппаратуры. Заметим, что аналогичный процесс распространился впоследствии и на домашний театр – Home THX. Электроника должна обеспечивать воспроизведение расширенного частотного и динамического диапазонов. С помощью колонок со специальной конфигурацией излучателей достигается широкая диаграмма направленности в горизонтальной плоскости, для того чтобы большая часть зрителей получала полноценную информацию о перемещении объектов в поперечном направлении. Для повышения комфортности звучания авторы предложили использовать ре-эквализацию сигнала (смягчение высоких частот), более точную обработку сигнала в голосовом диапазоне, ввели дополнительное управление басовой составляющей. Кроме того, в схему матричного декодирования тылового канала был введен адаптивный декоррелятор. Это устройство превращает тыловой моносигнал Dolby Surround в псевдостереофонический, что, в свою очередь, позволило детализировать локализацию виртуальных источников звука в пространстве кинозала. Таким образом, THX, не являясь по сути отдельным форматом многоканального звука, превратил роскошные кинотеатры в "передовые очаги звуковой культуры", а Dolby Surround обрел черты своеобразной эксклюзивности.


"5.1": Dolby Digital, DTS, MPEG-Multichannel

В начале девяностых годов образцовым музыкальным носителем стал компакт-диск с цифровой записью. Аудиолюбители естественным образом стали претендовать на адекватный рост качества звукового сопровождения и в кинотеатрах. Новые форматы не заставили себя ждать: усилиями той же Dollby Laboratories в 1992 году была разработана система цифрового кодирования при записи шестиканального звука Dolby Digital (AC-3).
На стандартной 35-мм кинопленке, наряду с оптической аналоговой записью двух дорожек, нашлось место (в промежутках между отверстиями перфорации) и для цифровой оптической записи. Закодированный в единый цифровой поток шестиканальный звук при воспроизведении декодируется (восстанавливается), усиливается и подается на шесть громкоговорителей. Переход на цифровую запись раздельных каналов (левый/правый фронтальные, центральный, левый/правый тыловые каналы плюс канал низкочастотных эффектов LFE (Low Frequency Effect) предоставил возможность звукорежиссерам еще точнее, чем в Dolby Surround, позиционировать источники звука в пространстве за счет дискретной техники. Информация каналов разделяется между собой по уровню минус 50–60 дБ. Эта мультиканальная конфигурация, с легкой руки Т.Хольмана, стала обозначаться как "5.1". Приблизительно в это же время параллельно проводились разработки и других форматов. В Европе планировалось продвигать MPEG-2 Multichannel (6–8 каналов) для трансляции по эфиру. Тогда же относительно небольшая американская компания предложила свой вариант альтернативы Dolby Digital – Digital Theater System (DTS Digital Surround). Однако гибкий по количеству каналов (2–12) и "бит-рейтингу" формат DTS не хотели замечать европейские производители...
Почему в "цифре" появились варианты? Дело в том, что превращение огромного массива аудиоданных в сплошной цифровой поток предполагает использование экономных способов передачи и хранения информации. Иначе говоря, требуется сжатие при кодировании и восстановление информации при декодировании. Эта процедура совершенно незаметна для зрителя, поскольку человек обладает рядом особенностей слухового восприятия. Как незаметно сжать информацию? Разработчики имеют в арсенале множество вариантов, и периодически изобретают новые алгоритмы (AC-3, ATRAC, MP3…) Например, в основу формата Dolby Digital вошла третья по счету система кодирования фирмы Dolby Laboratories – AC-3 (базовая скорость цифрового потока составляет 384 кбит в секунду; напомним, скорость потока в PCM для компакт-диска составляет больше 1400 кбит в секунду). С аудиофильской точки зрения цифровые мультиканальные форматы в тонкостях уступают звучанию компакт-диска. В MPEG-2, и в особенности – DTS, скорость потока может быть переменной (как правило, в DTS используется меньший коэффициент сжатия информации). Но в массовом кино, безусловно, важны вопросы стандартизации и "совместимость вниз" (Down Mix). В итоге кинокомпании признали формат Dolby Digital основным, поскольку с ним было меньше проблем при ремастеринге и прокате старых кинолент.

Dolby Digital&DTS Surround EX

Dolby Digital&DTS Surround EX

В последнее время многоканальный звук обогатился рождением 6.1 и 7.1-реализаций. Голливудские кинодеятели накануне за последний год сделали очередной шаг по пути экстенсивного развития. В центре внимания вновь оказались тыловые эффекты. Оставив в покое главные информационные каналы (левый/правый фронт, центр и левый/правый тыл), было решено особо выделить центральный тыловой канал (Rear Center или Back Surround), который сглаживает скачки звука при перемещении виртуальных источников.
Для этого стали использовать синтез цифровой и аналоговой технологии (Matrix). При записи звуковой дорожки фильма в левый и правый тыловые каналы (точнее – боковые Rear Left/Right) подмешивается дополнительная информация, которая при воспроизведении извлекается с помощью матричного декодера, как в Dolby Surround. На сегодня уже выпущено с десяток фильмов с 6.1-звуком в формате Dolby Digital Surround EX. Например: Toy Story 2, Mission to Mars (кинокомпания Buena Vista), The Haunting, Gladiator Chiken Run (DreamWorks), James Bond: The World Is Not Enough (MGM/United Artists), The Fight Club, Star Wars: Episode One (Twentieth Century Fox), The Bone Collector (Universal)...
Естественно, не остался в стороне от многоканального прогресса и голливудский Lucasfilm со своими идеями THX-сертификации. Нетрудно понять, что потребовалась лишь легкая модификация оборудования кинотеатров для того, чтобы новенький "6.1" превратился в расширенный 7.1-звук! Как уже упоминалось, адаптивный THX-декоррелятор, работающий на "распаривание" тыловиков в аналоговом формате Dolby Surround, пригодился в новой цифровой версии. После цифрового декодирования основных каналов (5.1) и матричного выделения седьмого моносигнала в действие вступает декоррелятор. Так один Rear Center превращается в пару Back Rear Left/Right. Итак, сегодня в моде восьмиканальный 7.1-звук, который называется еще мудреней, чем раньше: Dolby Digital THX Surround EX (или соответственно – DTS THX Surround EX). Однако, думается, 7.1 – еще не предел…

VIP-места дома?

Домашний комплект

Необходимо приблизить ВЧ-излучатели фронтальной пары и центрального громкоговорителя к центру экрана

Чтобы звук "центра" и "фронта" приходил к слушателю одновременно В Dolby Digital, предусмотрена задержка (1 мс соответствует приблизительно 30 см)

Говоря о звуковом оборудовании высококлассных кинотеатров, мы вынуждены констатировать, что речь идет большей частью о положении дел в американском прокате. В нашей стране подвижки в этой области происходят крайне медленно. Например, в Москве лишь малая толика кинотеатров имеет оборудование Dolby Digital. До сих пор у нас нет кинозалов, сертифицированных в соответствии с требованиями THX… Заметим, что похожая ситуация характерна для большинства стран мира. Поэтому настоящим решением проблемы выглядят идеи строительства домашнего театра. Ждать у моря погоды, надеясь, что неповоротливый кинопрокат когда-нибудь пригласит вас в кино? Стоит проявить немного самостоятельности, и вам уже сейчас будет доступен многоканальный звук самых современных форматов. Конечно, все стоит денег, но если подойти к выбору аппаратуры с умом, то можно добиться высокой эффективности вложенний даже в этой весьма дорогостоящей области домашних развлечений. Поскольку количество вариантов Home Cinema не поддается учету, а итоговая стоимость комплектов колеблется от $500 до $500000, нам представляется важным дать иерархию элементов домашнего театра. С другой стороны, знание современного состояния и тенденций развития "живого" кинозвука дает возможность не промахнуться с выбором по существу. Такой анализ позволяет сориентироваться при "вычислении" собственного отношения к предмету обсуждения и, вероятно, поможет с выбором, если не конкретной модели, то – класса системы с точки зрения возможности ее модернизации в будущем. В этом, на наш взгляд, сейчас и состоит основная проблема.
Как будем действовать? Аналитически. Сначала разделим систему домашнего театра на составляющие элементы (это – анализ). Составим группы однотипных товаров и расставим их на поле с координатами "цена" и "качество". Двигаясь по ценовой шкале, будем наблюдать, как позиционируются те или иные AV-компоненты. Чаще всего можно ожидать постепенный рост качества с увеличением цены. Эта связь может быть прямой (линейная зависимость: больше цена – выше качество). В других случаях эта связь не столь очевидна. Ясно, что, начиная с какого-то момента, прибавление стоимости на функциональности изделия отражается все меньше. Согласитесь, одна и та же модель акустической системы с отделкой натуральным шпоном или виниловой пленкой по идее будет звучать одинаково, а по цене… Впрочем, не все так просто. Однако, если вы только собираетесь планировать расходы, предложенный подход поможет подобрать ценовые категории аппаратуры. Итак, приступим?
Перенести театр в квартиру – значит, выстроить в небольшой комнате функционально точно такую же систему, как в кинозале. Пожалуй, только вместо кинопроектора и бобин с пленкой потребуется нечто более "домашнее". Что конкретно?

Видеокассеты и Hi-Fi-Stereo-видеомагнитофоны

Фронтальные колонки стараются размещать в одной плоскости со слушателем, а тыловые — чуть выше

В первую очередь, имеет смысл обсудить ситуацию с носителями и источниками кинопрограмм, без которых даже самая распрекрасная аппаратура, образующая систему Home Cinema, превращается в малополезную часть домашнего интерьера. Применительно к условиям, сложившимся в нашей стране, необходимо оценивать AV-носители с учетом их распространенности и доступности по цене. С другой стороны, кто сейчас возьмет на себя смелость выстроить всеобъемлющий прогноз хотя бы на пять лет вперед?
Исторически первым и наиболее распространенным носителем записей кинофильмов является видеокассета. VHS-формат доступен давно, но лишь в последние годы лицензионная видеопродукция стала выходить со звуком Dolby Stereo и Dolby Surround. Проблема в том, что для преодоления языкового барьера большинство фонограмм к кинофильмам требуют серьезной работы со стороны фирм, выпускающих видеопродукцию. Наложение русского перевода на исходный саундтрек однозначно влияет на итоговый результат. Порой закадровый перевод или актерский дубляж полностью "убивают" звуковые эффекты. Да, смотреть можно, но где же обещанный "серраунд"? Ясно, что, приобретая кассету с пометкой Dolby Surround, аудиолюбитель, в первую очередь, рассчитывает получить звуковые эффекты. Впрочем, внедрение современного оборудования, рост опыта переозвучивания и качественные технологии тиражирования копий все чаще дают положительные плоды. Заметим, что во избежание юридических проблем с использованием торговой марки Dolby, одно время попадались кассеты с хорошим звуком, но – без логотипа фирмы Dolby Laboratories (двойная буква D, надписи Dolby Stereo или Dolby Surround). Вместо этого – Hi-Fi-Stereo или нечто подобное. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Более того, отечественные видеопроизводители стали практиковать выпуск релизов с "родным" звуком, вписывая только субтитры на русском языке. На наш взгляд, такое решение в наибольшей степени отвечает требованиям качественного воспроизведения, поскольку исключается вмешательство в звукорежиссуру фильма. Стоимость добротной VHS-записи с системой цветности PAL составляет 100–200 рублей ($3–7). Таким образом, видеокассета – это классический носитель для классического звука Dolby Surround. Относительно невысокая стоимость, широкая распространенность и громадная фильмография (включая самые последние релизы) ставят VHS в нашей стране на первое место.
Сегодня самый популярный источник видеопрограмм – видеомагнитофон или видеоплейер формата VHS с системами цветности PAL/SECAM/NTSC, формирующий изображение на телеэкране из 240 строк. Многие из нас в начале восьмидесятых приобрели "видики" с монозвуком, но для домашнего кино нужен, скажем так, специалист не только по видео, но и по стереозвуку. Модель видеоплейера (видеомагнитофона) должна быть стереофонической. На передней панели таких аппаратов обязательно присутствует логотип Hi-Fi-Stereo. Сегодня эти аппараты стоят от 100 до 1000 долларов.

LD-плейеры, Video-CD-плейеры, спутниковые ресиверы

Даже собрав воедино столь разные по типам источники кинопрограмм, мы признаем, что все они по разным причинам занимают очень небольшую долю рынка домашнего театра.
Знаменитые лазерные "блины" – LD диаметром 30 см популярны главным образом в Америке. Их стоимость практически не опускалась ниже $25–50. Сегодня трудно предположить, что этот тип носителя сохранится в ближайшие годы. Конечно, коллекционеры и энтузиасты до сих пор любят LD, но количество новых релизов здесь стремительно уменьшается в пользу DVD. Заметим, что с LD, собственно, пошли в гору цифровые форматы Dolby Digital и DTS; многие кинолюбители, для которых не существует языковых проблем, благодаря LD впервые смогли почувствовать роскошь THX, но увы… Выпуск проигрывателей лазерных дисков неумолимо сокращается. Гигантский (30 см) диск сегодня предлагают зарядить главным образом универсальные LD/DVD-плейеры Pioneer, которые предназначены для американского рынка. Сейчас можно приобрести роскошный LD-проигрыватель за $150–200, но пластинок с русским переводом в продаже никогда не было и уже не будет.
Относительно слабое распространение получили и Video-CD. Обычно полутора–двухчасовой фильм помещается на два диска (информационная емкость не превышает 650 Мб, диаметр диска – 12 см). Изображение, записанное со сжатием, как правило, уступает даже VHS-кассете; напротив, стереозвук здесь потенциально мы ставим выше. Однако из всех релизов, официально изданных в России (с наложенным переводом), мы, к сожалению, насчитываем единицы, где качество можно признать годным для домашнего театра Dolby Surround. Одно радует – средняя стоимость Video-CD близка к цене фирменной VHS-кассеты. Близкий родственник – Super Video-CD также интересен ценой и улучшенным изображением, но, будучи рожденным в глубинах юго-восточной Азии как дешевая альтернатива DVD, в наших северных краях пока не прижился. Одно время (1994–97 гг.) у нас продавалось немало Video-CD-проигрывателей, которые стоили значительно дороже CD-плейеров. Сегодня функцию видеопроигрывателя взяли на себя недорогие компьютерные CD-ROM с соответствующим "софтом" и единичные VCDP-модели (типа универсальных "караоке", например, фирмы LG). Пожалуй, можно понять энтузиазм некоторых кинолюбителей из числа компьютерных фанатов, которые заняты поисками фильмов на Video-CD. Но при выводе "картинки" не на монитор компьютера, а на большой экран, досаждают "прелести" грубой компрессии.
Большие перспективы по идее связаны с развитием современных телекоммуникаций и всемирной сети Интернет. Воображение легко рисует передачу заказанных кинофильмов по высокоскоростным линиям связи, цифровое телевидение обещает чудеса… Однако это – дело очень неблизкого будущего. Даже в относительно благополучных странах цифровых сетей – негусто... Существует возможность приема русскоязычных программ со стереозвуком по спутниковым каналам (эти услуги, например, предлагает "НТВ плюс"). В Европе со спутников уже доступен цифровой 5.1-звук Dolby Digital. Однако у нас (даже за приличные деньги) – пока отнюдь не самые свежие "блокбастеры" со звуком Dolby Surround. Вообще, что касается спутниковых тюнеров… Это – обширная и во многом самостоятельная тема, которая требует подробного обсуждения. В рамках нынешнего материала лишь заметим, что на смену аналоговым ресиверам фактически пришли цифровые. Впрочем, и первым (цена от $100), и вторым (от $300–400) работы хватает. Но надо признать, что их театральное приложение пока просматривается слабо.

DVD

Этот носитель (внешне – точь-в-точь компакт-диск) представляется наиболее продвинутым в плане удовлетворения потребностей кинолюбов в высококачественном изображении (разрешение до 500 строк) и звуке (96 кГц/24 бит). DVD-стандарт принят в мировом масштабе и призван заменить собой большинство ныне существующих средств распространения AV-информации. В первую очередь, на DVD-Video появилось кино. Многофункциональность и универсализм, заложенные в формат, прочат ему долгую жизнь. Лучший цифровой звук (Dolby Digital и DTS) стал нормой при выпуске релизов на DVD. Однослойный односторонний диск (4,7 Гб) – это двухчасовой фильм с Dolby Digital 5.1 (как правило, сохраняется "родная" дорожка ) плюс несколько переводных вариантов (часто – с усечением количества каналов вплоть до двуканального стерео). Двухслойные (информационная емкость 9 Гб) несут фильмы большей продолжительности с дорожкой Dolby Digital 5.1 (несколько языков) или DTS 5.1 (родная дорожка). Двухсторонние двухслойные (18 Гб) диски позволяют размещать различные версии фильмов с изображением в формате 4/3 и широкоэкранный вариант. Важно, что за первые годы, прошедшие после старта, в продаже появились сотни фильмов на DVD. Кинопроизводители приняли DVD "за своего". Уже несколько фирм продвигают DVD-формат в России. Фильмы известных голливудских кинокомпаний модифицируются под наши потребности: каждому фильму требуется выполнить и грамотно наложить различные варианты перевода на русский язык, оформить меню… Движутся дела по переизданию отечественных кинолент, в том числе с переделкой монозвука на Dolby Digital. Безусловно, DVD – это самый гармоничный на сегодня вариант носителя. Однако стоимость дисков в рознице сохраняется на уровне $20–40. На Западе вы с удивлением обнаружите, что и VHS-кассета, и DVD с записью одного и того же фильма стоят одинаково: те же $20–40. Необходимость оплачивать качество и авторские права законопослушная Европа воспринимает спокойно. У нас же десятикратная разница по цене на видеокассеты и DVD-Video – это серьезный барьер. Здесь впору упомянуть технические и организационные способы защиты авторских прав: невозможность копирования и зонные ограничения (Россия относится к пятой региональной зоне). Реалии рынка DVD-дисков и мультизонных DVD-плейеров таковы, что потребительский энтузиазм растет, но не очень быстро.
Реально начиная с 1997 года, энтузиасты уже могли купить DVD-плейер (например, Panasonic DVD-A100). Но в то время фильмов (тем более с переводом на русский) просто не было. Даже самое первое поколение "дивидишников" било все рекорды качества изображения (на RGB-выходе – до 450–500 линий, 9-битная обработка видеосигнала) и многоканального звука (96 кГц/20 бит). Большинство из них были выпущены с кодом региональной защиты (модели тех лет вряд ли сейчас есть в продаже). В течение последующих двух лет парк DVD-проигрывателей сменился моделями с видеочастью на 10-бит/27 МГц и уточненным звуком (96 кГц/24 бит). Наконец 1999–2000 год обещает переход на 10 бит/54 МГц (видео) и 192 кГц/24 бит (аудио). Появившись сначала как простейшее проигрывающее устройство со скромными коммутационными возможностями DVD сегодня – это широкий выбор моделей, наличие встроенных декодеров Dolby Digital/DTS/MPEG-Multichannel, дополнительные функции обработки звука (Dolby Virtual) и изображения (Zoom). Стоимость фирменных аппаратов составляет $250–2500. Наиболее популярны модели третьего поколения ($350–700). Недорогая альтернатива блочным DVD-плейерам – компьютерные DVD-ROM, цена на которые стремительно снижается. Чтобы не нагнетать страсти, ограничимся констатацией – нам пока не попадались компьютерные DVD, переигрывающие блочную технику.
Подытоживая обзор по AV-носителям, еще раз подчеркнем, что специфика момента требует взвешенного подхода. Безусловно, есть неоспоримые преимущества DVD… Но даже хваленая Америка все еще остается "нераскрученной" на новый формат. По статистике на каждую американскую семью приходится два с половиной видеомагнитофона (парк VHS-аппаратов – 250 миллионов штук), а общее количество DVD-плейеров – в сто раз меньше. Деньги считают везде, поэтому и в Штатах пока находится не так много энтузиастов, еженедельно выкладывающих по тридцать "грин" за свеженький DVD. Поэтому там пытаются находить промежуточные решения, например, прокат дисков по три доллара за сутки.

ТV, видеопроекторы, плазменные панели

Говоря об основных требованиях к экранам для домашнего театра, неизбежно приходишь к банальности: чем больше, тем лучше. Но вслед за этим никуда не деться от обсуждения вещей более специфических: точность цветопередачи, разрешение, стабильность, комфортность, наконец. Ни для кого не секрет, что в 90% случаев домашние экраны для театра – это привычные телевизионные приемники с электронно-лучевыми кинескопами. Конечно, поначалу можно использовать любой TV, хоть "кухонную" 14-дюймовку… Но, если вы намерены продвигаться к высококлассному изображению, то не следует забывать о широкоформатной картинке (часть релизов на DVD ее имеют). Надо определиться и со своим отношением к цифровой обработке изображения. Некоторые предпочитают обычные TV с 50-герцовой сменой кадров для совместной работы с DVD, хотя в продаже – масса моделей с немерцающей картинкой (100 Гц). На наш взгляд, даже обычный (50 Гц) 25-дюймовый TV за $300 – уже вполне годится для комнаты площадью 15–20 кв. метров. Рост стоимости с увеличением размера диагонали очень существен, поэтому очень распространен вариант построения домашнего кинотеатра на 29-дюймовых TV. Естественно, что 32-дюймовый широкоформатник – вещь, но цены… Вообще говоря, здесь нет каких-то совершенно жестких требований (как, например, многоканальность в звуке). Специфика в том, чтобы органично совместить в домашней обстановке ощущение масштабности звуковых проявлений и собственно качества картинки. Это условие отлично выполняется дорогущими плазменными панелями с диагональю 42–60 дюймов, цены на которые (от $6000–7000 до $15000–20000) – препятствие почти непреодолимое. Подобный размер экрана имеют телевизоры с "рир-проекцией", но более скромные возможности по разрешению можно компенсировать, пожалуй, только в большом помещении. Аналогичная ситуация с прямыми LCD-проекторами стоимостью от $2000 до $10000 (с удвоителями строк). Проекторы и фирменные экраны к ним в настоящее время все больше привлекают любителей домашнего кино возможностью распахнуть картинку до полутора–двухметровой диагонали (в большинстве случаев требуется легкое затемнение комнаты).

AV-процессоры, AV-усилители и AV-ресиверы

Основа электронной части домашнего театра – AV-процессоры с декодерами и многоканальные усилители. Декодирование сигнала с носителей и превращение его в мультиканальную информацию выполняют специальные или встроенные AV-процессоры Dolby Pro Logic/ Dolby Digital/ DTS/ MPEG Multichannel. Блочные AV-процессоры-предусилители с цифровой начинкой на микросхемах известных производителей (ЦАП от Burr Brown, декодеры от Zoran, Motorola и Crystal) – это весьма дорогостоящие устройства, к которым подключаются все имеющиеся источники (VHS, DVD, LD и т.п.) Коммутационные возможности таких аппаратов весьма обширны (цифровые выходы, многочисленные RCA и балансные XLR-разъемы), а часто расширены компьютерным (RS232) и/или "горячим" (IEE1394) интерфейсами для возможности апгрейда.
Отдельным пунктом идут AV-усилители мощности (от моноблоков до пятиканальников). Некоторые производители стали выпускать трехканальные мощники, которыми можно дополнить стандартную стереосистему до 5.1-конфигурации. Аналогичную функцию призваны выполнять относительно недорогие AV-процессоры со встроенными декодерами и двумя-тремя усилителями "на борту". Наконец наиболее распространены сегодня так называемые AV-ресиверы. Это – универсальные аппараты, в которых есть все, что требуется театралу: декодеры многоканального звука, пять усилителей, развитая коммутация и даже – AM/FM-радиоприемник. Самые простые AV-ресиверы ($150–200) имеют встроенный аналоговый декодер Dolby Pro Logic, 3–5 дополнительных программ обработки звука с помощью DSP (Digital Sound Processor). Обычно в подобных моделях выходная мощность фронтальных каналов составляет 30–50 Вт на канал, в тыловых – 15–30 Вт. Более дорогие ($250–350) и современные модели с Dolby Pro Logic оснащены 5.1-входом и пятиканальным усилителем (мощность по всем каналам одинакова 40–70 Вт). Эти модели AV-ресиверов часто называют "5.1 Ready" (готовы к 5.1-звуку), поскольку к ним можно подключить внешний AV-процессор или DVD-плейер с цифровым декодером Dolby Digital. На наш взгляд, подобные модели можно рекомендовать тем, кто, имея Hi-Fi-видеомагнитофон, в будущем планирует приобрести DVD. Еще более продвинутый AV-ресивер с Dolby Digital и Dolby Pro Logic с пятиканальным усилителем (выходная мощность 60–80 Вт) и 5.1-входом стоит порядка $350–500. Наиболее универсальные и дорогие ($500–700) AV-ресиверы оснащены Dolby Digital, DTS и Dolby Pro Logic. Их усилители, как правило, имеют равную по всем каналам мощность на уровне 100 Вт. За $1000–1500 вы вправе рассчитывать на 6.1-расширение (по крайней мере на уровне декодирования и предусиления). "Двух–трехтысячники" – это большей частью THX-сертифицированные роскошные аппараты, в которых есть буквально все, о чем только может мечтать театрал с претензиями…
Таким образом, семейство AV-ресиверов сегодня объединяет самые разнообразные модели от массовых "пролоджиковских" аппаратов до фантастических монстров кинозвука.

Акустика домашнего театра

Существует устойчивое мнение, что для домашнего кино нет необходимости приобретать акустические системы Hi-Fi-класса. На наш взгляд, это утверждение верно лишь отчасти. Если бы в вашем распоряжении были неограниченные ресурсы, то, разумеется, вам бы и в голову не пришло искать компромисс. Однозначно – берем лучшее. Беда в том, что многие, выкроив средства на музыкальную пару колонок, вынуждены экономно тратить средства на остальное "театральное хозяйство". Впрочем, если внимательно проанализировать требования к акустике в каждом конкретном случае, выяснится, что основания безболезненно сэкономить есть на самом деле.
"Пролоджиковский" декодер, формируя четырехканальный звук Dolby Surround, ограничивает частотный диапазон в тыловом канале семью килогерцами (далее идет крутой завал на высоких). Более того, тыловой сигнал не перенагружен и в басовой области. А если учесть, что тыловые громкоговорители обычно размещают на стене за спинами зрителей, то о "крутом" Hi-Fi в этом случае можно забыть. Иначе говоря, Dolby Pro Logic не противопоказаны простенькие и недорогие системы по цене от $50 за пару. Так, например, поступают разработчики AV-мини-систем. Они идут еще дальше, укладывая в комплект аналогичные по качеству громкоговорители центрального канала. На наш взгляд, это – уже критично, потому что даже в "пролоджике" центральный канал насыщен звуковой информацией почти так же, как и "фронт". Впрочем, у вас остается возможность использовать облегченный сигнал для "центра" (для этого в DPL предусмотрен выбор режима Normal/Wide). Что действительно важно для Dolby Surround – так это незаметность тыла, отсутствие привязки звука к конкретному излучателю. Выход – в приобретении биполярных или дипольных громкоговорителей. Их особенность – широкая диаграмма направленности. Диполь с противоположно направленными и расфазированными динамиками эффективно размывает звуковое поле. Этих работников тыла дешевле, чем за $100–200, не найти.
Ориентация на цифровые форматы и блочный комплекс предполагает чуть ли не расточительность в отношении финансов, выделяемых на AV-акустику. Было бы жаль терять информацию в центре и тылу, которая реально заложена в звуковую дорожку фильма. Владельцам электроники с Dolby Digital и DTS надо думать о приобретении колонок с широким частотным и динамическим диапазонами, низкими нелинейными искажениями и высокой чувствительностью. Короче – о Hi-Fi-акустике.
Никуда не денешься от необходимости придать многоканальному звуку настоящий басовый фундамент. И аналоговый, и цифровой театры нуждаются в специальной поддержке низких частот. В обоих случаях выручает активный сабвуфер – отдельный громкоговоритель со встроенным усилителем. Предназначенные работать в опасных глубинах баса эксклюзивные представители этого семейства погружаются даже в инфразвуковые пучины (20 Гц). Правда, делают они это отнюдь не бесплатно. Стоимость басовика может достигать нескольких тысяч долларов, но, разумеется, наибольшее распространение в театральной среде нашли вещи попроще. Например, для систем с Dolby Pro Logic вполне подойдут сабвуферы начальной ценовой категории ($150–300). Если вы планирует переходить на DVD и цифровые 5.1-форматы, то мы бы рекомендовали басовики, которые точнее отрабатывают низкочастотный диапазон и имеют больше гибкости в настройке ($400–500). На наш взгляд, большинство требовательных кинозрителей в домашних условиях будут удовлетворены активным сабвуфером стоимостью $600–800. Супербасовики по цене свыше тысячи – для экстремалов по жизни.

Готовые системы

Завершая разговор о "взрослом" и домашнем театре, нельзя не упомянуть о категории систем, которые специально разрабатываются для тех, кто не намерен разбираться в тонкостях, мучить себя и родственников бесконечным поиском компонентов, терзаться сомнениями в правильности сделанного выбора… Речь – о готовых комплектах домашнего театра. Казалось бы, понятия "массовый товар" и "домашний театр" слабо сочетаются, но не спешите делать выводы.
"Театр" давно поселился в универсальных AV-мини-системах, имеющих полный набор акустики, декодер Dolby Pro Logic и четыре встроенных усилителя. "Мини", в первую очередь, привлекают ценой (от $250) и встроенными источниками звука (CD-плейер с чейнджером, двухкассетная дека, приемник). Для завершения театрализации требуется только Hi-Fi-видеоплейер. Сегодня в продаже появились первые модели AV-мини-систем с DVD-чейнджером и декодерами Dolby Pro Logic/Dolby Digital ($750–1500). "Мини", внешне оформленные ярко, броско, с претензией, больше привлекают неугомонную молодежь. А есть ли альтернатива?
С легкой руки англичан лет пять назад пошло гулять по миру меткое выражение "Theater In A Box" ("театр из одной коробки"). Этот тип миниатюрных систем – весьма привлекателен по стоимости и дизайну. Здесь фактически достигнут компромисс между качеством и ценой, который принято называть рациональным. Поэтому миллионы покупателей охотно приобретают домашний театр в виде готового решения.
Исторически первым был специализированный комплект, включающий набор из пяти микроминиатюрных громкоговорителей, активного сабвуфера со встроенными усилителями и декодером Dolby Pro Logic. Крохотные акустические системки называют сателлитами, поскольку они, словно спутники на орбите, располагаются в пространстве комнаты вокруг условного "планетарного" центра (не геометрического, разумеется) – сабвуфера. Высокий уровень интеграции системы достигается на звуковом поприще: еще на стадии разработки все параметры сателлитов, басовика, усилителей и декодера тщательно согласуются. Простое управление (в том числе с помощью пульта ДУ), монтажные элементы, соединительные провода в комплекте… Что еще надо человеку, не обремененному стремлением к аудоифильности? Разве что приемлемая цена. Сейчас, например, "пролоджиковские" комплекты можно найти за $300–400. Аналогичные системы со встроенным декодером Dolby Digital стоят порядка $500–600. Более того, "демократия" в этой области зашла так далеко, что в продаже уже есть полные комплекты со встроенным DVD-плейером ($750–1500). Принес домой, подключил к телевизору – смотришь кино. В общем, думайте.



*Все замечания и добавления присылайте на info@plazmag.ru

Спонсоры сайта


Warning: file_get_contents(http://work.web-it.ru/url/packet/api/delete?domain=allprosafe.ru): failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /var/www/user_donors/data/www/p4.praos.ru/webit_links/links.php on line 188